Рецензия на фильм «Страна ОЗ» №3

В канун Нового года героиня Яны Трояновой – «Лена Шабадинова, допустим» – приезжает из родной Малой Ляли в большой Екатеринбург, чтобы работать продавщицей в круглосуточном ларьке на улице Торфорезов. До загадочной локации нужно, правда, еще добраться, а местные жители, которые должны ей в этом помочь, один другого лучше – то «водитель под бутиратом» (Евгений Цыганов), то какой-то бомбила-мэр на трассе (Евгений Ройзман), то озабоченный интернетом и тантрическим сексом бард (Владимир Симонов).

Дед Мороз (Гоша Куценко) взрывает у себя на голове петарды, снегурочки – и те проститутки (Дарья Екамасова и Алиса Хазанова). Даром что сама Шабадинова – девушка отмороженная во всех смыслах, которая всем встречным говорит разве что фразу «не ну а чо?» или рассказывает про сестру Ирку, сломавшую копчик. И покорно шатается по заснеженному городу, соглашаясь на все предложения, от которых можно было бы и отказаться.

То ли сказка про Элли и волшебника Страны Оз (есть и собачка, и Бастинда), то ли сатирическая притча про современную Россию, то ли та самая занимательная этология, как хотел назвать свою картину Василий Сигарев. Все подходит, и даже «ноль три» вместо Оз – скорая помощь –неизменный атрибут повседневной жизни, особенно на Новый год. Впрочем, обо всем этом не нужно, да и не получается думать. Как и все фильмы Сигарева, этот безупречно сочинен, смонтирован, сыгран. Но за формальным профессионализмом, в котором и сомнений не было, – сокрушительная по своей внутренней, природной, даже животной силе история. Такая же «сигаревская», как «Волчок» и «Жить», только комедия.

Местами – чернющая. И вовсе не из-за нецензурной лексики – из «запиканной» для проката версии становится очевидно, что ее в фильме не так уж и много. Матерятся смешно, естественно, к месту – и точка. Другое дело – туалетный юмор, за который в кадре отвечают в основном обитатели киоска на улице Торфорезов, приятели-алкоголики в исполнении Александра Баширова и соавтора сценария, писателя Андрея Ильенкова. В ожидании Нового года и новой продавщицы Ленки, которую они в глаза не видели, доморощенные философы коротают время за водкой и разговорами об искусстве и дефекации – грубо, но цитируй хоть целиком.

Но бог с ним с Башировым, испражняющимся в трехлитровую бутылку, – и остальных артистов разной степени народности Сигарев не щадит. Каждому достается своя постыдная минутка, свой собирательный и в то же время основанный на реальных историях образ. Оттого так легко зрителям смеяться над происходящим, что вроде и про нас все, но не совсем. Потому что несчастная мама пузатых «диванных воинов» и по совместительству продавщица косметики Avon здесь все-таки с лицом Инны Чуриковой.

Даже на волне ренессанса российской комедии, «Страна ОЗ» – явление из ряда вон выходящее, этакая скорая кинематографическая помощь для тех, кто под Новый год не хочет смотреть очередные «Елки». Здесь нет перекоса ни в сторону шуток ниже пояса, ни в сторону совсем уже оторванной от реальности и народа умной и язвительной сатиры – эти две крайности сосуществуют в фильме в гармонии, ритмической и смысловой. А главное, что Сигарев не романтизирует своих персонажей, чем грешат порой его коллеги. Это действительно в каком-то смысле этология: он анализирует, рассматривает под микроскопом, препарирует, при этом оставляя за людьми право на человеческое (читай – инстинктивное, а чем мы не животные?). Иногда можно и напиться 40-градусной до состояния Бастинды, а иногда и влюбиться по-настоящему – даже в 40-градусный мороз.